Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих абитуриентов. Формы контроля качества литературного образования.


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

Уважаемые родители, мамы и папы!

Сотрудники образовательного центра "ЛУЧиК" рады новой встрече с Вами! Надеемся, что наши знания, накопленный за годы работы опыт, которым мы делимся на страницах нашей рассылки, помогут Вам в общении с Вашим ребенком, в решении важных проблем воспитания и образования.

 

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ

Тема нашего сегодняшнего выпуска

Формы контроля качества литературного образования.


Здравствуйте, уважаемые родители будущих выпускников!

 

Вопрос оценки качества образования был актуален всегда. Но в переломный момент, в момент реформирования образования, какой мы и переживаем сейчас, он стоит особенно остро. Все мы прекрасно понимаем, кто такой «образованный человек». Однако в современных условиях в это слово вкладывается еще ряд понятий. Для того чтобы считаться образованным человеком, недостаточно только обладать суммой знаний.

 

 Необходимы навыки, в которых не нуждались прежние поколения. Перечислим лишь некоторые:

 

- необходимо обладать широкими коммуникативными навыками;

- уметь ориентироваться в колоссальном потоке информации, выбирая действительно ценную и значимую;

- уметь найти подходящий, наиболее достоверный и эффективный источник информации и критически оценить найденные сведения;

- уметь адекватно понять текст, независимо от его структуры и стилистики;

- уметь создавать некие алгоритмы и использовать их при освоении новой информации;

- уметь анализировать новые факты, проводя аналогии с имеющимися знаниями;

- уметь применять полученные знания на практике и творчески развивать (пополнять) их;

- уметь задавать вопросы, ставить задачи для поиска решений;

- уметь организовать собственный процесс познания.

 

Этот список может быть продолжен, однако уже и теперь ясно, что в современных условиях к образованному человеку обращено гораздо больше ожиданий, чем раньше.

И тогда перед нами встает сразу несколько проблем. Прежде всего, становится очевидным, что те формы контроля, которые все настойчивее внедряются государством и распространяются на все большее количество предметов (это, конечно же, ЕГЭ), оказываются эффективными для проверки, в лучшем случае, фактологических знаний, то есть способности запомнить и воспроизвести информацию. Хотя в этом случае результат зачастую вовсе не отражает истинного положения дел. В педагогической среде хорошо известны ситуации, когда абсолютно безграмотный ученик, который допускает в диктанте до 19 ошибок, пишет тесты исключительно на «4».

Кроме того, для того чтобы натренироваться выполнять тестовые задания, не обязательно владеть навыками, которые потом и определят качество образования: умением сопоставлять, анализировать, систематизировать, выдвигать и проверять гипотезу.

Тогда встает следующий вопрос, а какие же формы контроля качества, например, литературного, образования возможны и эффективны в современных условиях? С содержанием, если учитывать приведенный список умений, все понятно. Но какие методы позволяют проверить именно качество образования? Ведь когда мы говорим, что человек обладает теми или иными навыками, то подразумеваем, что он делает это хорошо. Как проверить, что человек хорошо владеет коммуникативными навыками? Как проверить, что он легко ориентируется в информационном потоке и знает и использует разнообразные источники информации? И самое главное, как проверить, что этот человек способен сам выстроить программу своего дальнейшего образования? Вот здесь мы подошли к самому главному. На наш взгляд, существуют как проверенные временем формы контроля качества литературного образования - экзамены по литературе в форме сочинения - так и новые, появившиеся недавно - изложение по литературе, эссе (часть С экзамена в форме ЕГЭ) и защита реферата.

Рассмотрим, какие умения ученика проявляются при использовании каждой из форм контроля.

 

Сочинение

 

Чтобы справиться с этим видом работы, ученик должен обладать большим количеством знаний по предмету:

 

- творческих биографий писателей и особенностей их творчества;

- взаимосвязи развития литературы с историческими процессами в обществе;

- черты литературных направлений и характерные для разных литературных эпох жанры;

- особенности стиля данного писателя и наиболее характерные для его творчества художественные приемы и прочее.

 

Но этого недостаточно. Чтобы сочинение было написано на хорошем уровне, ученику необходимо обладать целым рядом коммуникативных навыков. Он должен точно очертить границы темы – понять, узкая она или широкая; увидеть, какой круг вопросов годится для рассмотрения в рамках данной темы, а какие проблемы окажутся избыточными или не относящимися к делу. А это требует развитых аналитических способностей.

Он должен как оттолкнуться от мнения критиков, так и сформулировать свое собственное отношение к проблеме. А для этого ученик должен быть достаточно зрелой личностью.

Кроме того, учащийся должен придумать композицию своей работы, уметь сделать свое сочинение логичным, стройным, завершенным, без композиционных «провалов» и излишеств.

Он должен правильно в речевом отношении оформить свое высказывание, при этом, не потеряв связи между предложениями, не допустив речевых, грамматических и стилистических ошибок, высказаться развернуто и эмоционально и удачно подобрать цитаты.

В итоге можно сказать, что сочинение хорошего уровня может написать только зрелый, грамотный, обладающий разносторонними знаниями по предмету человек. И если выпускник успешно справляется с таким видом работы, то можно считать, что он получил качественное литературное образование.

 

Статью подготовила методист

школы «ЛУЧиК» Мазурина М. В.

 

Другие формы контроля качества литературного образования мы рассмотрим в следующих выпусках статей. Следите за обновлениями рубрики.


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9, тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00, 920-82-07.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 290-56-92.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru,

 

 

 

 

 

 


В избранное