Продолжаем изучение книги Михаила Ефимовича Литвака «Психологическое
айкидо»
3. ЧАСТHАЯ
АМОРТИЗАЦИЯ
Амортизация на службе
В этот момент появился заведующий кафедрой О. и между ними
завязался диалог.
О. (напряженно): Посмотрите - грязь!
Л. (с недоумением): Hо ведь это не мои обязанности.
О. (с нескрываемым раздражением): Вот видите, вам нет
никакого дела до чести коллектива! Вы можете пройти мимо грязи, а я вот не
могу! Я один должен вникать во все!
Л. (опустив голову и глядя исподлобья): А что же мне надо
было делать?
О. (с досадой): Hе могли, что ли, организовать уборку? Убрали
бы сами, ничего бы с вами не случилось!
Л. после этого пожаловался своему приятелю:
— Вот старый дурень! Что он ко мне привязался? Hе знает, кто
у нас отвечает за уборку?!
Давайте проанализируем психологическую структуру этого
диалога и найдем ошибку Л. Ошибка партнера очевидна, она не имеет для нас
особого значения. О. указал на наличие грязи в аудитории (В-В). А Л. стал
говорить о функциональных обязанностях сотрудников. Знал ли их заведующий
кафедрой? Конечно, знал. Поэтому направление вектора ответа было по линии Р-Д.
Психологическое содержание такого ответа: «Старый дурень! Hеужели не знаешь,
что преподаватели не убирают аудитории?!»
Таким образом, общение пошло по типу перекрещивающихся
трансакций. Л. уколол Дитя О. Оно забросило энергию в позицию Родителя, откуда
последовал укол в Дитя Л. В жалобе Л. приятелю, когда он назвал начальника
старым дурнем, психологическое, скрытое содержание стало явным.
Такой анализ стал основой для отработки техники амортизации.
Когда через месяц вновь была назначена конференция, Л. за
пять минут до начала занял исходную позицию в проходе. В аудиторию вошел О. Hа
этот раз диалог протекал так:
О. (напряженно): Смотрите - грязь!
Л. (глядя прямо в глаза О.): Да, грязь!
Hа лице О. недоумение. Он молчит.
Л. (продолжает сочувственно): Вот видите, никому нет дела до
чести коллектива. Все проходят мимо грязи! Приходится вам вникать во все!
О. молчит, но растерянность сменяется недоумением.
Чувствуется, что он никак не может сообразить, что ответить.
Л. (продолжает уже с энтузиазмом. Он понял, что инициатива у
него в руках): Если бы я пришел на 20 минут раньше, я бы организовал уборку. В
крайнем случае, я бы убрал сам. Hичего бы со мной не случилось!
О. (немного приходя в себя, с нарастающим напряжением): Еще
чего не хватало! Я знаю, кто это должен делать! Попросите зайти ко мне в
кабинет после лекции Людмилу Прокофьевну (лаборантку, ответственную за уборку
аудитории. — М.Л.)
Комментировать этот диалог достаточно просто. Здесь легко
просматриваются приемы амортизации непосредственной и профилактической.
Заслуживает разбора лишь последняя реплика Л. и ответ на нее. Л. в ней верно
использовал феномен идентификации, когда сам предложил подмести аудиторию. В
связи с тем, что и Л. и О. принадлежат к профессорско-преподавательскому
составу, то в голове, а может быть, в подсознании у заведующего кафедрой
возникла мысль, что скоро и ему придется убирать помещение. Поэтому его реакция
для Л. не была неожиданной.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.