Выделяется два этапа в истории иконоборчества: 726— 787 гг., когда при императрице
Ирине первый раз было восстановлено почитание икон, и 815-843 гг., когда власти
вернулись к иконоборчеству при императоре Льве V. Окончательно упразднили его
в 843 г. при Михаиле III.
Насколько глубокий след в истории Крыма оставило иконоборчество, и кого поддерживали
жители Таврики — императоров-иконоборцев или оппозиционеров-иконопо-читателей
— вопрос дискуссионный.
В конце 70-х гг. XIX в. русский византинист В. Г. Васильевский, на основании
изучения житий Стефана Нового и Иоанна Готского, пришел к выводу о значительной
иконопочитательской иммиграции в Крым, в результате чего полуостров превратился
в оплот иконопочитания. В начале XX в. его поддержал Ю. А. Кулаковский, который
предположил, что расположенные в горной юго-западной Таврике пещерные монастыри
были созданы именно гонимыми монахами иконопочитателями.