Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Авторские музыкальные рецензии - обзор творчества группы 'Ария'


Информационный Канал Subscribe.Ru


Авторские музыкальные рецензии (5 выпуск)
Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки. Начиная с этого выпуска рассылка начинает выходить с постоянной частотой — один выпуск в два месяца. Правда, если кто-то будет присылать свои обзоры или рецензии, то частота может несколько возрасти. Материалы для публикации принимаются по e-mail: list_reviews@rsc.pp.ru

Отзыв на творчество группы «Ария»

Постоянный адрес этой рецензии: http://rsc.pp.ru/cgi-bin/aria.pl.

Вступление (история знакомства)

Как обычно, я хочу начать свой отзыв с благодарностей. Ведь, далеко не всякий прочитает её до конца, поэтому привести список людей, оказавших непосредственное влияние на автора стоит с самого начала.

Итак, я хочу искренно поблагодарить Олега Кричевского за пожелание увидеть моё мнение о его любимой группе (а также помощь в знакомстве с «Арией» через предоставление альбомов группы, выпущенных до 2003 года). Очень важную роль в написании этого отзыва играл Эмиль Кадыров, в частности, через определённый наезд на меня. Процесс в результате заметно ускорился. Небольшое влияние также оказал Геннадий Кудряшов. Замечание всех этих людей учтены в окончательной версии, которую вы и можете лицезреть сейчас на вашем мониторе.

Вначале предполагалось, что этот отзыв будет опубликован одновременно с рецензиями на него, но, к сожалению, не получилось...

При составлении отзыва использовались материалы официального сайта группы, а также одной из музыкальных рассылок.

Как обычно, вы можете свои комментарии ввести в форму, расположенную после отзыва на странице http://rsc.pp.ru/cgi-bin/aria.pl, а также обсудить её на форуме, который недавно открылся на сайте rsc.pp.ru.

Первоначально я познакомился с творчеством группы «Ария» в 1996 году. Мне тогда было 16 лет. И я находился в том, редком для меня, периоде жизни, когда впитывал в себя новые веяния. Самым ярким впечатлением было то, что в её песнях явно прослеживались библейские отголоски. Это привлекало и давало желание присматриваться к ней.

В это время я читал достаточно реакционный православный журнал «Русский Дом» (сам я православным не являюсь). В выпуске за июль 1999 года была размещена статья-письмо «бывшего «неформала-металлиста» Сергея Петровича Комарова. После не очень интересного вступления, он пишет (все знаки препинания авторские): «Страшно ещё и то, что у таких наиболее известных у нас коллективов, как "Ария" и "Мастер", имеется действительно талантливый поэт-песенник, Маргарита Пушкина. Но беда в том, что в красивые стихотворные формы облекаются весьма нехорошие мысли. Французский философ нашего столетия Камю выдвинул идею, что Спаситель "был грешен" и что Он "повинен в крови младенцев", убитых вместо Него в Вифлиеме. Кстати, после этого он погиб в автокатастрофе при очень непонятных обстоятельствах. Но ядовитое семя дало всходы, и появился "шедевр" Пушкиной под названием "Антихрист" со словами:

Ты крещён был кровью,
Не речной водою,
В первый год судьбы земной...
Царь искал Иисуса,
Чтоб убить искусно,
Но ты Богом был спасен.
По пескам кровавым
Начал путь свой к славе...

Простите меня за приведённое здесь богохульство! Но ведь многие, зная о кощунстве Тер-Оганьяна в Манеже, не знают о том, что подобные кощунства регулярно совершаются на музыкальных подмостках в присутствии тысяч юношей и девушек. Или взять песню "Ночь короче дня" со словами приговорённого к смерти преступника:

Блаженство рая я оставлю для нищих.
У нищих духом должен быть царь и Бог.
Я тварь земная, и на небе я лишний,
И к черту вечность, какой в ней прок?!

Кстати в предисловии к своему альбому "Игра с огнём" всё та же "Ария" указывает основную концепцию своего творчества: "Он (диавол - прим. автора) мстит и восстанавливает требуемый, с момента создания всего живого, закон равновесия сил Добра и Зла, святого и дьявольского..."

Что же можно добавить после всего сказанного. В песне "Игра с огнём" сатана говорит музыканту, считающего себя гением, но презираемому людьми:

Ты как раб
Мой играл мотив.
Ты не хочешь знать, что гений -
Это я!
Ты же - мой футляр, ты - платье для меня...

Как страшны эти люди, сами признающиеся, что являются платьем для диавола, футляром для бесов, сосудами сатанинскими. Увлекая же за собою души молодых людей, они отравляют их, превращают в диких слепцов, для которых "мерзость и очарование неразделимые понятия"».

После прочтения этой статьи я надолго потерял желание слушать песни «Арии».

Недавно я начал заниматься выстраиванием своего мнения по поводу тех вещей, о которых я не имел чёткой позиции. Точнее, позиция была сформирована, но не была строго обоснована. В частности я решил пересмотреть своё отношение (или хотя бы создать фундамент отношения) к группе «Ария».

Спустя много лет, в 2002 году, Олег Кричевский принёс мне записи пяти композиций группы. Песни, надо сказать, были нетяжёлыми по стилю. Это, по крайней мере, не оттолкнуло меня сразу.

Спустя некоторое время я начал заниматься рецензированием участников ЧАРТовой дюжины, в ней участвовали композиции двух «осколков» группы «Ария» - песни «Колизей» и «Я свободен». Обе песни мне весьма понравились.

Первая песня, довольно банальная (по сюжету), является примером композиции, когда жёсткий стиль музыки очень точно соотвествует содержанию. По этой причине я эту песню принял, причём полностью. Столь хорошее отношение к композиции связано ещё и с тем, что её слова написаны так, что с ними сложно не согласиться (по крайней мере столь плохому историку как мне). Отмечу, что клип «Колизей» мне не понравился.

Композиция «Я свободен» очень красива именно как композиция. В ней есть какая-то величественность, которая вкупе с очень хорошим исполнением даёт отличное первое впечатление. Кроме того, автор текста отлично показала свой талант через то, что образы этой песни допускают двоякое понимание, что вызывает у разных слушателей разные ассоциации.

Прослушав 8 ноября 2003 года программу «Воздух» на Нашем Радио, я остался с очень хорошим впечатлением. Члены группы очень интересно и корректно(!) отвечали на вопросы. В общем, показали себя «нормальными челами» (цитата школьника).

Мнение об Арии: кратко

В цитированной выше статье содержится ряд важных мыслей, которые я хочу подчеркнуть. Хотя, конечно, излишний эмоциональный напор, в статье также присутствует. Итак,
  • Практически все композиции группы можно охарактризовать одним словом — КАЧЕСТВО. Слова, как написано выше, пишет талантливая поэтесса (но не только она), почти все композиции по исполнению (инструментальному) доводятся до блеска, Кипелов имеет, несомненно, прекрасный голос.
  • По направленности творчества историю группы можно разделить на два этапа: На первом этапе одной из основных тем являлось самоубийство человечества. На втором этапе (начиная с 89 года) появилось множество песен с религиозным оттенком, причём эксперименты в этом отношении были всё серьёзней и серьёзней.

    Многие композиции группы я могу охарактеризовать словом НЕОЯЗЫЧЕСТВО. Один из ярких примеров — композиция «Крещение огнём», которая, как явствует из замечания группы в программе «Воздух» имеет в себе стремление к некоторому возвращению к язычеству. Здесь надо сделать два замечания.

    На мою мысль один из моих студентов (Володя Шахов) сказал, что я ищу слишком глубокий смысл в творчестве группы, в частности, аргументируя это тем, что фэны группы не задумываются об этом. Тем не менее сама группа это, мне кажется, подразумевает.

    Не смотря на то, что я не согласен с неоязыческой позицией группы, я считаю, полезным быть знакомым и с ней, поскольку на наличествующее явление нельзя закрывать глаза. Удивляет меня здесь другое обстоятельство. Мне знакомы несколько искренних христиан, которые являются фэнами группы «Ария». В их позиции есть внутреннее противоречие.

  • Многие композиции группы имеют околохристианский сюжет. Однако, они, весьма часто написаны от имени сатаны или его преспешников. Эти композиции, кстати, вполне согласуются с христианством (правда не все), просто они написаны «с противоположной стороны».
  • Ещё одно направление сюжета — протест. Это, конечно, является принадлежностью стиля. Но, честно говоря, оголтелый протест не позволяет мне принять многие композиции
  • На счёт концертов. На концерты я не хожу. В результате написания этого отзыва я, кстати, понял, что ещё одной причиной этого является описание концертов в вышеприведённой статье (а может это и главная, подсознательная причина).
  • По следам разделения группы на 2 части я хочу сказать следующее. Мне больше нравится творчество «Кипелова», у них более приятные композиции. Хотя большая глубина стала прерогативой «Арии». Но это так, первое впечатление.
  • Множество песен имеет многослойную структуру. То есть, в них виден явный смысл, но есть и чуток скрытый. Например, в композиции «Штиль» мы слышим описание ситуации, когда корабль не может доплыть ни до какого берега из-за штиля, но также понимаем, что и мы сами часто находимся в подобной ситуации, не находясь физически на корабле. Это тоже несомненное достижение поэтессы.
  • Тема самоубийства достаточно часто участвует в песнях. Более того, Маргарита Пушкина сказала, что «нас часто обвиняют, в том, что мы призываем к самоубийствам» в качестве анонса к песне «Там высоко». Эта тема связано с общей протестностью рока. Но я, конечно, не могу с этим согласиться. Хотя и с этим надо иметь дело (а не закрывать глаза).

На этом сайте расположена, написанная мною чуть менее года назад рецензия творчества группы «Король и шут». Поэтому, волей не волей, я буду сравнивать эти две группы. Среди моих друзей и приятелей отношение к группе «Ария» гораздо лучше, чем к «Королю и шуту». С моей точки зрения: у группы «Король и шут» есть очень плохие композиции, но есть и очень хорошие. У «Арии» же они все более или менее одного уровня. Другими словами, «Ария» не опускалась на дно, но и не достигла лучших результатов «Короля и шута».

Отмечу, что практически все композиции «Арии» являются достаточно длинными. Это, можно сказать, отличает их от других исполнителей.

Я думаю, что если бы я прошёл бы другой жизненный путь, при этом оставаясь собой (а возможно ли это?), то, может быть, я бы и считал «Арию» - прекрасной группой.

Калейдоскоп композиций

В рецензии на группу «Король и шут» я в той или иной степени рассмотрел все композиции и сформировал впечатление о каждом альбоме. В этом отзыве я решил отказаться от полноты обзора, а также решил не рассматривать композиции поальбомно. Кроме того, я не буду на этот раз выставлять никаких числовых рейтингов. Просто перечислю самые яркие песни с кратким комментарием.

Выскажусь отдельно об альбоме «Игра с огнём». На вопрос Эмиля о том, как я отношусь к группе Ария, я полгода назад ответил так: они заигрывают с духовными вещами. Можно было сказать и так: они играют с огнём. Это было произнесено в негативном смысле. Этим и обусловлено моё отношение к этому и нескольким последующим альбомам. В этом альбоме лучшее — это названия композиций, всё остальное мне не нравится.

Первый альбом группы весьма интересен. Альбом "С кем ты?" имеет тот же дух, что и первый альбом, но получился несколько слабее. Начиная с альбома "Герой асфальта" появились композиции с байкерской темой.

  • Антихрист (Кровь за кровь)
    Это песня является песней протеста, причём против христианства. В отношении её я согласен с вышеприведённым отзывом (хотя те слова, что там приведены, и можно воспринимать как навеянные сатаной). Песня эта даёт побуждение, чтобы задуматься.
  • Беспечный ангел (Штиль)
    Под эту песню можно отдохнуть. В этой переплетены две струи: байкерская и ангельская. Байкер здесь показан с весьма неожиданной стороны. Исполнена очень приятно (всё-таки с симфоническим оркестром).
  • Бивни чёрных скал (Мания величия)
    Очень интересная композиция с первого альбома группы рассказывает о движении человека(=человечества) вперёд(наверх) и о том, что происходит в наше время.
    Он кричит богам: "Я не должен больше вам! Я могу всё понять и сделать сам!"
    И в то же время:
    Треснула скала, И лавина вниз пошла, И его как песчинку унесла.
    Но тем не менее: "Он до цели доберётся..."
  • Будем жить, мать Россия (Смутное время)
    Самая неожиданная песня в творчестве (кстати, это не песня собственно «Арии»). Название больше соответствует Жанне Бичевской, неожиданное начало (я бы даже сказал, народное). Стиль исполнения мне не нравится. Но эксперименты интересны.
  • Возьми моё сердце (Ночь короче дня)
    Эта песня нравится Олегу, является продолжением линейки лирических песен. В общем-то, песня посвящена смерти любимой, но слова имеют и более глубокие подтексты: припев можно воспринимать вообще в другом направлении. Очень мало людей, которые никогда в жизни не могут такое сказать о себе. Прекрасное сопровождение и пение. Правда решение автора поддержать никак нельзя: «И пальцы лягут на курок...» (хотя это и очень стандартный вариант).
  • Горящая стрела Песня чистого протеста. Очень интересна следующая мысль: «Движение стало смыслом жизни, что дальше будет - всё равно!»
  • Колизей (Крещение огнём)
    Пожалуй, лучшая песня на альбоме. В этой песне очень хорошо сочетается стиль исполнения и смысл песни. Слова достаточно независимы от позиции человека (нашего времени), поэтому со смыслом песни сложно не согласится. Мне кажется, что выход этой песни в качестве пионера нового альбома — очень удачное решение.
  • Крещение огнём (Крещение огнём)
    Эту песню можно охарактеризовать как неоязыческую. Собственно это и определяет моё к ней отношение. Однако, я считаю насильственное крещение Руси безусловно негативным фактом.
  • Мечты (Мания величия)
    Эта первая лирическая (если так можно сказать) в творчестве группы. На многих альбомах есть по одной подобной песне, где есть оттенок грусти. Замечу, что в создании музыки к этой песне (как и в других "лирических") принимал участие Валерий Кипелов.
  • Ночь в июле (Смутное время)
    Композиция опять не совсем «Арии». Очень простое и красивое сопровождение (неожиданно слышать только гитару вначале), приятно слушать пение, на этой песне можно просто отдохнуть... Слова, правда, не такие глубокие, как обычно, но это не влияет на впечатление от всей песни. Кстати, в конце и глубина появилась.
  • Осколок льда (Химера)
    Эта композиция чрезвычайно приятно звучит, опять "лирическая" песня.
  • Потерянный рай (Штиль)
    Ещё одна акустическая композиция. Её смысл я также ещё пока не осознал. Конечно, совершенно ясен внешний смысл, но подоплёка (которая явно есть) как-то не складывается в общую картину
  • Свет дневной иссяк (Смутное время)
    Очень интересный эксперимент. Песня напоминает арию из какой-нибудь оперетты, причём прекрасно исполненную, записанную с прекрасным сопровождением. Хотя сами слова мне не нравится (фактически эта песня - обращение сатаны к Христу).
  • Там высоко (Крещение огнём)
    Самая приятная песня (по исполнению) в альбоме «Крещение огнём«. Благодаря акустичности этой композиции, очень заметно, что вокал у Кипелова, действительно, серьезно улучшал песни Арии. Как всегда слова Маргариты Пушкиной довольно интересны, но я не могу согласиться с некоторыми словами (и поэтому я никогда этой песне не поставлю отличную оценку). Как пояснила Маргарита, песня направлена против самоубийств, но, на мой взгляд, не все аргументы верны.

    С моей стороны (по следам Олега Кричевского) эту песню можно воспринимать следующим образом: Смерть пришла и наполовину говорит ложь.

    "Пока ты жив, не умирай,
    На этот мир взгляни -
    У многих здесь душа мертва,
    Они мертвы внутри!

    Но ходят и смеются,
    Не зная, что их нет...
    Не торопи свой смертный час", -
    Она пропела мне

    Честно говоря, эти слова очень точно описывают ситуацию в нашем мире (даже с моей точки зрения).

  • Штиль (Химера, Штиль)
    Наиболее спокойная песня (по стилю исполнения) в альбоме «Химера». Песня, в общем-то о жизни на корабле, но и о жизни вообще: «наш корабль забыт...», «Только жизнь здесь ничего не стоит! Жизнь других, но не твоя!» В этой песне слышен по-настоящему красивый голос Кипелова. Надо сказать, что в альбоме «Штиль» эта песня звучит менее приятно.
  • Это рок (Мания величия)
    Композиция, открывает "записанное" творчество "Арии". Песня достаточно хорошо вписывается в общую картину группы, точнее её начальный период. Исполнение приятное, слова интересные, хотя и немного банальные. Но всё это очень хорошо вписывается в события, происходившие во время создания песни.
  • Я свободен (Смутное время)
    Эта композция очень хорошо исполнена группой «Кипелов». В этой композиции можно ясно услышать прекрасный голос певца. Песня гораздо шире, чем просто то, что там описывается. Наверно, это лучшая песня в этом обзоре.

P. S.Вспоминая разговор с Володей Шаховым, мне интересно только одно: не слишком ли я глубоко капнул?

P. P. S. А действительно — слишком.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное