Кинематограф Российской
империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал значительную
съёмочную и прокатную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов,
снятых в России до 1920 года, сохранились до наших дней (как правило, лишь
частично) в отечественных и зарубежных киноархивах около 300 картин.
Развитие
Первые российские художественные ленты представляли собой
экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про
купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен
(«Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть
Иоанна Грозного», «Пётр Великий»).
В развитие кинопроизводства вносит вклад и профессиональный
рост операторов — усложняется работа со светом, начинают применяться кашеты,
совмещающие в кадре два или более снятых в разное время изображения. В фильме
«Уход великого старца» (1912) оператор Александр Левицкий впервые в практике
российского кино применил при съёмке некоторых эпизодов двойную экспозицию.
Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает
десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до
новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету
киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России
полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым
и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире
сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида,
или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также
развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в
этом значительных успехов. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится
бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру
первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин,
режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич. Помимо
множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием
и распространением просветительского кино. В 1911 году при торговом доме был
открыт «Научный отдел», который занимался производством научных, видовых и
этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства,
фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии,
медицины и так далее.
В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики
начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые
фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых
которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама»
(1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова.
Долго находившаяся в тени успехов Ханжонкова фирма «П. Тиман
и Ф. Рейнгардт» запустила в 1913 году чрезвычайно успешную «Русскую золотую
серию» художественных фильмов, ключевыми постановщиками которой были Яков
Протазанов и Владимир Гардин. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна
Каренина» (1914), «Дворянское гнездо», «Война и мир» (оба — 1915) и другие. В
этой же серии состоялся кинодебют Всеволода Мейерхольда, который поставил в
1915 году фильм «Портрет Дориана Грея».
Александр Дранков также находит собственный рецепт
коммерческого успеха и выпускает на экраны русские версии изобретённого во
Франции детективно-мелодраматического киносериала — многосерийные фильмы
«Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915), «Разбойник Васька Чуркин» (1914—1915),
«Антон Кречет» (1916) и другие.
По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412
кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.