Актерские действа известны издавна. Сначала они были связаны
с религиозными празднествами или с языческими обрядами.
Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами.
Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были
музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую
очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни
пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они
объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали
свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для
своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные
представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и
пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально: «В России
первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси
известны издавна.
Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол,
маски, раёк, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, и т. д. Однако
балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных
представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и
рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных
выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были
представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв
общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный
оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не
учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на
Руси невозможно.
Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в
XIX веке, когда и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни
городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого
профессионального исследования. Позже, с начала XX в., появились серьёзные
искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в
контексте истории мировой культуры (Абрам Лейферт, Юрий Лотман, Михаил Бахтин и
др.). Балаган серьёзно изучался и театральными практиками (Всеволод Мейерхольд,
Александр Блок, Алексей Ремизов и др.). Принципиальное отношение к балагану,
как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.