Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ars Vivendi, или умение жить стильно Ампир. Триумф французского представления о роскоши


Век классицизма продлился недолго – всего несколько десятилетий. В начале XIX века, в период Первой Империи Наполеона Бонапарта, обретая новые качества и свойства, он положил начало новому стилю, получившему название – ампир


 Наполеоновский ампир – жесткий, холодный, пафосный стиль, который, несмотря на всего тридцатилетнюю историю, коренным образом отличается от классицизма. Стремление к гармонии неоклассицизма, его возврат к древнегреческим ценностям и демократическим идеалам античных Афин последовала жесткая переориентация на образцы искусства древнего Рима. Специалисты дают этому явлению неоднозначную оценку. Так, Поль Верлен назвал ампир «затвердевшим стилем Людовика XVI», а Игорь Эммануилович Грабарь - «холодной диктатурой Ампира».

Спальня Жозефины Богарне, Мальмезон
 Во времена ампира оформление интерьера становится помпезным, монументальным, театральным, вплоть до прямого подражания бытовому укладу древнего Рима. Искусствоведы часто упрекают ампир в излишне жесткой регламентированности идеологических установок. Император Наполеон служил примером для подражания для двора, а уж сам императорский двор – для всей французской аристократии. 

Спальня Наполеона, Мальмезон
 В 1812 г. придворными декораторами Наполеона, Персье и Фонтеном, было издано «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это открывало возможности к смешению стилей в интерьере, т.е. эклектике.


Французский ампир ввел также моду на египетский стиль. Таким образом, формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.


Что касается характерных стилевых черт, ампир во многом противостоит классицизму. В цветовом оформлении мягкие и сложные красочные гармонии уступили место ярким красному, синему, белому – цветам наполеоновского флага. Из материалов излюбленным становится красное дерево, декорируемое бронзой. 





Основными же принципами искусства стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, многогранность, а позже - эклектизм.

Характерна еще одна особенность ампира: присущая ему регламентированность и призвание выражать имперские притязания Наполеона Бонапарта почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. На территориях завоеванных стран ампирные формы не были переняты полностью, а лишь интегрированы в локальные тенденции.  

 Подробно об ампире вы можете прочитать здесь.

 

В следующем выпуске Вас ждет путешествие во времена Второго Ампира, вы узнаете о строительстве парижской Гранд-Опера и особенностями стиля Второй Империи. 

 



В избранное