Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ars Vivendi, или умение жить стильно Философия французского стиля



Элегантный и роскошный, утонченный и оригинальный, французский стиль в интерьере – это не только эстетическое удовольствие, но и признак хорошего вкуса.  Женственность французского интерьера, легкая помпезность и его необычайная функциональность считаются признаком хорошего вкуса и привлекают россиян. Но очевидно одно – определить французский стиль достаточно сложно.   

В этой статье мне бы хотелось, в первую очередь, поговорить о французских ценностях, которые непосредственно влияют на французский стиль оформления интерьера. Во-вторых, хотелось бы определить, что является тем пресловутым «французским стилем». И, наконец, представить Вам несколько ключевых особенностей французского интерьера и проиллюстрировать их.

Говоря о французском стиле, поневоле сталкиваешься со следующим феноменом: он по-разному понимается и трактуется людьми различных социальных горизонтов. Будет ли традиционное оформление частного парижского особняка в стиле «а ля Версаль» или оформление лофта в районе Марэ с находящимися на каждом шагу шедеврами дизайна одним и тем же «французским стилем»? Скорее всего, нет.

Так что же составляет этот знакомый - незнакомый нам «французский стиль? 

Возникший в 17 веке стиль барокко о Франции получил немного иное развитие, нежели на своей родине  – Италии. Яркий и помпезный, величественный и торжественный, он сопровождал и украшал становление абсолютизма.  Соревнуясь за создание наиболее богато украшенных архитектурных ансамблей, аристократы того времени (впрочем, разумеется, как и королевский двор) не скупились на самые экстравагантные расходы и, собственно, дали развитие различных ремесленных мануфактур. В 1663 году были основаны Кольбером Гобеленовские мануфактуры, занятые исключительно производством предметов роскоши. 
Зеркальный зал, Версаль
Ковер "Выход турецкого посла из Тюильри", Королевская Мануфактура Гобеленов
Например, краснодеревщик Андре Шарль Буль, выработавший на основе техники маркетри свой уникальный стиль, названный в его честь.  Его мебель очень простых форм кажется грандиозной благодаря изысканной пышности инкрустаций из латуни, олова, серебра и черепахового панциря, помещённых в рамы из позолоченной бронзы. 

Кабинет, Андре Шарль Буль, 1675-1680
Комод, А-Ш.Буль, 1710
Однако во Франции, по сравнению с другими европейскими странами,  этот стиль, называемый еще «барочным классицизмом», характеризовался относительной сдержанностью, благородным великолепием.

XVIII век – время господства Франции – законодательницы стиля. Эпоха рококо, исключительно французского стиля, в то время как другие страны лишь интерпретировали французские веяния. Рококо придал значения таким стилеобразующим нюансам, каким доселе не воздавалось должное: изяществу, изысканности, элегантности. Стремление к удобству – одна из отличительных черт этого стиля. 
Овальная зала, Отель де Субиз
 Задуманный женщинами и для женщин, рококо ценит интимность, уют и привнес в историю дизайна большое количество инноваций. Использование новых материалов (дуб, палисандр, самшит, розовое дерево), изменение цветовой гаммы в пользу пастельных, сочетаний белого и розового, зеленого, голубого с обязательным наличием золотых деталей, появление новой мебели (канапе, бержер, секретеры с наклонной плоскостью, книжный шкаф, туалетный столик, кровать по-польски), повышенный интерес к Востоку, в особенности к Китаю, характеризуют стиль рококо. Именно он впервые сформировал представление об интерьере как о целостном ансамбле.








Кровать по-польски работы Николя Эрто XVIII в., Версаль
 Во второй половине XVIII века менялось французское общество, а с ним и французский стиль. Росли протестные движения против расточительства и легкомыслия высшего общества, звучали призывы к возврату к утраченным ценностям. Так, в 1770-1780х годах на смену рококо пришло искусство классицизма. Идеалом красоты и примером для подражания стало древнегреческое античное искусство с его простыми и совершенными формами. 
Комод, стиль Людовика XVI
 Неоклассицизм во Франции также называют «стилем Людовика XVI», последним из «королевских стилем». Орнаменты классицизма используют в основном античные мотивы: фестоны, меандры, цветочные или лавровые гирлянды, нити жемчужника, лист аканта. Часто для декорирования используются лаки белого и зеленого цветов, в сочетании с легкой позолотой некоторых деталей. В мебели преобладает функциональность, украшение ее маркетри с позолоченной бронзой, для обивки – ткани с цветочным орнаментом. В целом, ему характерно особенная изящность прямых, гармоничных форм, сдержанное декорирование, холодность и торжественность.
В следующих выпусках вы узнаете про историю развития французского стиля и, таким образом, французские ценности, которые определяют современный французский интерьер. И, в заключение, откроете для себя современные тенденции развития французского дизайна.
До встречи в следующем выпуске Ars Vivendi!


В избранное