Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Художник Stas Шляхтин. Table talk

  Все выпуски  

Художник Стас Шляхтин. Table-talk.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Анастасия Гриб

КОКТЕБЕЛЬ СЕГОДНЯ


     …Вот о чем я думаю. Ведь наше духовное состояние напрямую зависит от нашего дома. Душа, конечно, прекрасна, но, заточенная в тело, в дом, она вынуждена искривляться, подчиняясь форме, подгоняться под нее. Тюрьма или обитель - это уже, у кого как получается, кому что дано. Дом - это и тело, и окружение, и страна, и язык, и семья, и даже любимое дело. У каждого должен быть свой дом. Человек замыкается, уродуется, когда у него нет его собственного, подходящего и принадлежащего только ему дома. Это вопрос взаимности. Когда есть взаимность, можно идти, куда угодно, неся дом внутри себя, как сокровенный сосуд.

     Сентябрь 2002 года

     Коктебель. Тишина почти, бархатный сезон, солнце не припекает, а жаль, только комары назойливы. Руки пахнут полынью. Синоптики прогнозируют снова "гнилой угол" или того хуже - тайфун. Приходится признать, что мой Коктебель, любимый с детства, сильно изменился, за ним не поспеть. Другая публика, другой ритм, другой уклад. Да и уклада, по сути, не осталось, сплошной расклад. Раскладываю пасьянс из картинок прошлого. Как же приятно бывало плыть прямо на солнце, а горы - как перламутр в сердцевине раковины… В доме Волошина рождался символизм, и Волошин всех нас заразил творчеством. Теперь его дом рушится, а у местных властей нет ни средств, ни желания его реставрировать, сам Волошин ушел в небытие, превратившись в профиль Кара-Дага - вот и весь символизм.

    Одна из карт, что выпала в пасьянсе:

ЦВЕТОМУЗЫКА    СТАСА    ШЛЯХТИНА 

     У Стаса Шляхтина на веранде сидишь и слушаешь, как квакают лягушки, как на дороге, за оградой - лают собаки, еще дальше - шторм, вечный и безразличный, волны лижут песок, монотонно, без этого они никак не умеют обходиться… а рядом, совсем рядом, в тебе расцветает, такое яркое, душистое, нежное и шелестящее, как самые дорогие, не подвластные забвению детские воспоминания, душа в них неизменно пребывает, покоится как в колыбели-Коктебеле, что это? - это Сад.

    Вкус детства -
    ромашковый чай
    с песочным печеньем,
    желтого цвета,
    и скалапендра -
    на белой стене,
    желтый и белый - цвета
    детского лета…

    Я пришла в гости к Стасу на улицу Жуковского, чтобы разведать, как он построил свой дом, дом для живописи. Башня-мастерская рождалась как коктебельский "Гетеанум", храм искусств. Получилась башня - не волошинская, не ивановская и даже не штайнеровская, хотя и не без антропософского влияния, она - шляхтинская, солнце светит изо всех окон, потакая буйству красок. Картины на стенах - развешены иконостасом. Мне хотелось узнать немного истории: о доме, о самом Стасе, немного послушать, помечтать, вспомнить. Стас любит говорить о религии, о церкви, о летающих тарелках, читать стихи друзей, слушать песни местных певиц, и угощать. Он пишет картины, на чем придется, в последнее время, в основном пальцем, тактильно. Он скульптор и художник единовременно, потому что его картины скульптурны.

    - Это самый быстрый контакт, самый непосредственный. У меня чувства и мысли мгновенны, мимолетны, как у импрессиониста, в противоположность святым. А палец ближе всего к сердцу.

    - А чем Вы живете?

    - Живу глазами. Куда бы ни пошел, где бы ни находился, я постоянно думаю о живописи. Это, скорее, не я в ней, а она во мне живет.

    - С детства?

    - Нет, долго я искал, долго не мог себя найти, все какое-то неопределенное состояние было. А потом в один прекрасный день я посмотрел фильм "Рокко и его братья", и вся моя жизнь с тех пор переменилась. Я запомнил слова героя, что человек должен найти место, где он будет гармонично развиваться, место, которое раскроет его суть, его призвание. В то время я жил в Харькове, и меня эти слова задели за живое, пришла в голову идея, что я должен найти свое место. 

    - Как же это место нашлось?

    - В 1967 году меня страшно поразила одна акварель Волошина, даже не столько сама работа, сколько подпись к ней. Ведь Волошин любил подписывать стихами. Я почему-то подумал, что изображен какой-то уголок во Франции. Ломал голову, не мог понять. А спустя время, уже зимой 1979 г., прочел у Паустовского "Черное море", там, как раз, о Коктебеле написано. И я решился, наконец. Как сейчас помню, 1 октября 1980г. я прибыл с этюдником в загадочный Коктебель, где пробыл аж до декабря. Сами знаете, какой тогда был Коктебель, и кто сюда приезжал. Меня сразу ввели в круг местной богемы. На улице Победы, дом 41, тогда собирались художники и скульпторы, придававшие Коктебелю самобытность и очарование. 

    - И сразу возникло желание обосноваться здесь?

    - Желание-то возникло, да вот возможностей для осуществления не было. Это сейчас пускают все с молотка, скоро начнут делить заповедник. А в Коктебеле в те времена вообще ничего не продавалось. Сначала я обратился к некому Рюрику Баранову, который был смотрителем дачи Микулина на улице Десантников, даже начал торг, который ни к чему не привел. Так, в поисках прошли 5 лет, я даже в Феодосии дом присматривал. Но мне ничего не давали без крымской прописки, на худой конец оставался фиктивный брак. Помню, ночью как-то стоял я на Тепсене, а рядом проходила какая-то дама. Я и говорю: "Как бы было хорошо здесь жить!". А она мне в ответ: "На улице Жуковского продается дом". И я пошел получать прописку, для обоснования прямо так и сказал, что только в Коктебеле я смогу стать художником.

    - Прошло уже около 20 лет с момента Вашего приезда в Коктебель, обрели ли Вы здесь Дом, или бывали сомнения, что то самое место, которое раскрывает человека, не здесь, где-то там, за горизонтом?

    - С 1986 по 1993 - эти семь лет я был счастлив, абсолютно счастлив. В то время здесь царил Дух Волошина, им была пропитана сама коктебельская почва, травы, деревья, все. Приезжали люди одного круга. И так легко было общаться, знакомится. У всех была какая-то невероятная жажда общения, творческого и духовного обмена. Бывало, стою, пишу этюд. Подходят. - Привет, я с Москвы. - Я с Харькова. - Запиши телефон и приезжай…
Люди знали, зачем и куда ехали, не на курорт, не было здесь курорта, а простая деревня для художников и поэтов. Теперь Волошин оставил это место, его Дух больше не действует, потерял свою магию.

    - На южном перевале, между Святой горой и массивом Кок-Кая, есть метеостанция, там всегда было особенное магнитное поле. Наверное, Коктебель просто размагнитился, когда стал курортом. Слава, оказывается, вредна даже деревне, она и духов распугивает, ведь уже не разгуляешься, не те просторы, не то раздолье. На набережной теперь днем шашлыки жарятся, а по ночам гремит дискотека. И лица все одинаковые. Где искать моделей для портретов?

    - Должен признаться - я без натуры не могу. И мне не столько важно лицо, я могу даже не смотреть, сколько ощущение человека, близости его бытия, мне необходимо переживание. Я сопереживаю, когда пишу портрет. Мои портреты в этом смысле эскпрессиналистические. Хотя в целом, я бы назвал свой стиль - декоративным импрессионизмом. Я воспринимаю цветом, вижу цветом. Портретные сходства не столь важны, сколько передача характера, настроения, энергетики, которые и составляют цветомузыку моих картин. А так я, в основном, пишу портреты друзей. Как раз сейчас я занят работой над циклом голов. 

    - Я помню, раньше Вы писали целые циклы портретов Вашего сада.

    - Да, моя первая персональная выставка так и называлась "Свет. Сад. Коктебель". Это было в 1994 году, в Москве… Уже более 12 лет я занимаюсь живописью, не выходя из моего сада, я теперь в точности могу сказать, какой будет свет в то или иное время суток. Не побоюсь признаться, я - художник женский, в каком-то смысле. Почему-то людям обязательно необходимо в искусстве присутствие трагичного, а у меня - все цветы и портреты, как цветы. У меня такой принцип - я суммирую свое религиозное чувство и прошлую эстетику, их восприятие красоты, перенимаю опыт, ведь я - не новатор, не демонстрирую сам себя. Мне интересно взаимодействие традиции и живого переживания, сопряженные с конкретными образами реального мира. 

    - Когда же Вы построили свою "Башню"?

    - В 1994 году. Мне всегда была присуща тяга ко всему английскому. Один мой приятель из Таллинна подтолкнул меня к тому, чтобы построить мастерскую. А Володя Сим, кинорежиссер из Москвы, однажды сказал: "Давай построим башню, узкую, возле твоего кипариса". Вот так. Потом за один день возник макет. Бразилец Оскар Немейер говорил, что архитектура, это такая организация пространства, когда в нем "есть свет и света нет". Так у меня и получилось - вся архитектурная идея на этом принципе и зиждется. Свет определяет конструкцию. 

    - В Вашей башне получается игра со светом. Вы наблюдаете его рождение и смерть каждый день… Выпить бы вместе с Гете "Во славу дня, за солнечный восход!" Выпить бы солнце по каплям, его хватит не на одну жизнь, его на всех хватит. 

    …После нашего разговора со Стасом, я поняла, что этот дом, который он построил для живописи - он сам.

Коктебель  –  Санкт-Петербург, сентябрь, 2002 г.

 

Живопись, рецензии, фотографии, информация о выставках – на сайте Стаса Шляхтина


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.arch.stas
Отписаться

В избранное