Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чему детей в школе учат



Ворчуния о книгах для админов и программистов - 2

Выпуск 4 от 2006-09-12
  • Почтовые листы для учителей информатики
  • Выбор книги для следующей ворчалки
  • Обзор школьных учебников информатики

Почтовые листы для учителей информатики

  1. VMOUI-list@yahoogroups.com
    подписаться: VMOUI-list-subscribe@yahoogroups.com
    архив: http://groups.yahoo.com/group/VMOUI-list/

  2. job.education.prepod-list@subscribe.ru
    подписаться: job.education.prepod-sub@subscribe.ru
    архив: http://subscribe.ru/catalog/job.education.prepod



Проголосуй @ почтой за книгу в следующем выпуске




Обзор школьных учебников информатики

   Есть присказка - что стар, что млад. Непоколебима вера Старшего поколения, что в школьном учебники всё доходчиво растолковано.

   Одна бабуля (сама с настоящим высшим техническим образованием) из семьи, где у каждого такое же образование и нынче у каждого, кроме собаки, есть компьютер, возвращая мне "Компьютер для детей и взрослых" со словами "здесь как кнопки нажимать, но не сказано ПОЧЕМУ их надо именно так нажимать", попросила подобрать ей школьный учебник по самым основам.

   То, что это не каприз, для меня было очевидно, так как накануне при ответе на детские (с точки зрения самой бабули) и фундаментальные (с моей точки зрения) вопросы мне пришлось при объяснении проныривать всю глубину абстракций софта, пока я не увидела понимания. Так как "допрос" меня только по одной "теме" длился 4! часа, я сама была бы рада найти для бабули что-нибудь разъяснительное. Учебник, так учебник!

   Я до сих пор ШОКИРОВАНА, когда выяснила, что эту просьбу выполнить в полном объеме не возможно!

   В школе у нас в качестве информатики было программирование... на оооочень разнообразной технике. Но я не помню был ли учебник. Самое странное, что среди знакомых нет ни одного ребенка (из-за возраста или посещения спец.школ), у кого бы была информатика. Поэтому я начала с е-поиска отзывов на учебники, нашла только утверждение некого учителя информатики, что он берет материал из разных (без ссылок!!), и ни одного полностью хорошего нет. Не очень поверила.

   Попросив в магазине показать мне учебники по информатике, и увидев количество вариантов, я все же попыталась собрать на двух соседних учебниках мои разбежавшиеся глазки. Открыла одновременно оба, и... поняла, что я хочу завизжать от омерзения!

   Слегка прейдя в себя, полистав не только учебники, но и всякие сопровождающие книги для учителей [без такой добавкой НИ В ОДНОМ учебнике материал не будет ПОЛНОСТЬЮ понятен!! Хоть для 1-го класса, хоть для $B-го! - Представьте Вы покупаете сильно похудевшего Таненбаума + еще пара таких же томов, повторяющих то же самое в разных вариантах, но с некоторыми ключевыми добавками). Да и не забудьте еще диск для учителя с презентацией курса и собственно программами для детей - прикупить отдельно, если найдете ] я озадачилась - а что за предмет "Информатика"?

   Если это всё-таки "программирование" (хотя и это слово описывает огромнейшую область), то почему называется "информатика"? Если это обучение юзания Офиса - почему бы предмет так не назвать, заодно добавив в школьную программу предмет "Использование Сотового телефона"! Пингвины, Красные Шапочки и Дьяволята, не выступайте, вам место не светит так же, как и не светит Основам культуры буддизма/ислама/иудаизма/католицизма в общеобразовательной программе.

   Ведь "информатика" - это вроде про информацию? Не так ли? И компьютеры тут вовсе не причём! Информация - это, в частности, и кодирование, и доставка через помехи, и безопасность, и способы хранения, и способы доступа, т.е. теоретически то, во что бабульки не могли врубиться.

   Да, теперь информация - это вполне ощутимая часть реального мира, ощутимо отделенная от материального носителя. И взаимодействовать с этой новой частью реальности, само собой, детишек нужно учить - одним "не разговаривай с чужими" не отделаешься. Но с моей точки зрения, работа с информацией подразумевает обучению детишек пользоваться библиотеками (это такое помещение, где можно читать и иногда брать с собой почитать бумажные книги), пользоваться различными справочниками, кратко формулировать суть прочитанного, уметь подобрать источники полно описывающую заданную тему, писать тематические обзоры (это чаще известно как реферат), и не удивляться, что ТургИнИва яндекс не находит :-O

   Что же я увидела в реале?

   Если в учебнике рассматриваются конкретные программы, то только приложения Windows. Если кто знает учебник, опирающийся на никсы, - пришлите ссылку! -> vorchunia at mail.ru

   Начнем с учебников для самых крох - начальная школа. Моя первая учительница нас сразу после праздника букваря каждую неделю на специальном уроке водила в школьную библиотеку, и учила выбирать интересные книги. По научному это называется пропедевтикой, т.е. еще не введение в предмет, а просто знакомство с существованием некоторых понятий.

   1. Тур, Бокучава Первые шаги в мире информатики.
формат А4, мягкая обложка
издательство: BHV-СПб
ISBN 5-94157-072-4 - 1 класс
ISBN 5-94157-638-2 - 2 класс
ISBN 5-94157-639-0 - 3 класс
ISBN:5-94157-224-7 - методическое пособие для учителя +СD
Нам в начальной школе к учебникам математики и русского языка выдавалась одноразовые тетради, где было много простых, но занимательных задач, которые было забавно решать самостоятельно. На уроках мы с этими тетрадями ничего не делали - но выдавались (скорее всего централизовано покупались за счет денег родительского комитета) обязательно. Вот этот учебник мне напоминает те тетради, но по содержимому больше подходит для детей опаздывающих в развитии.

   2.
Конопатова Н.К., Челак Е.Н., Матвеева Н.В.
Информатика. Учебник для 2 класса
Немного широкая книга, твердый переплет
Издательство: Бином. Лаборатория знаний
ISBN: 5-94774-525-9

ЭТО ТО, что мне БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ, и то, что более или менее близко к тому, что коллеги рассказывают еще до школы своим детям. Текст самого учебника мне понравился. К нему есть еще две тетради формата А4.
ISBN: 5-94774-527-5

ISBN: 5-94774-528-3
Для моих целей абсолютно бесполезные, думаю детям они тоже не нужны, только вызвали вопросы у бабуль - какие же задания дети выполняют на компьютере. Выяснить это удалось, только случайно поймав книгу для учителя (ссылку не дам - в е-магазинах нет даже упоминания). И я вся загадках, зачем авторы планировали тратить ТРЕТЬ урока на включение/выключения компьютера?

   Есть продолжение этого курса:
- 3 класс учебник
ISBN: 5-94774-437-6
- 3 класс тетрадь-1
ISBN: 5-94774-198-9 , 5-94774-533-X
- 3 класс тетрадь-2
ISBN: 5-94774-199-7 , 5-94774-534-8

- 4 класс учебник
ISBN: 5-94774-261-6
- 4 класс тетрадь-1
ISBN: 5-94774-263-2

Но с 3-го класса автор съезжает в "алгоритмы". Это общая болезнь авторов учебников если не описание программ Оффиса, то "алгоритмы". Я очень старалась понять, что авторы учебников (не только этого) вкладывают в это понятие, а особенно в противопоставлении математического ака логического и алгоритмического мышления. А особенно меня умиляет, когда это противопоставление демонстрируют на той части математики, которая в советское время естественным образом входила в стандартный школьный курс математики.

   Если хотите разобраться а чем обосновывается навязывание детям "алгоритмов" (в кавычках, так как это не привычные нам алгоритмы), то отсылаю Вас к пособию
А.Кушниренко, Г.Лебедев
"12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать"
М.Лаборатория Базовых Знаний
ISBN 5-93208-063-9
Если поймете, то просветите чему же меня не доучили в школе.

   3. Серия Роботландия
издательство: BHV-СПб
Ю.Первин
Информатика дома и в школе. Книга для ученика
ISBN 5-94157-311-1
Информатика дома и в школе. Книга для учителя (c CD-ROM)
ISBN 5-94157-312-Х

На первый взгляд всё прекрасно. В детском учебнике литературная повесть - как дедушка учит внука и внучку работать за компьютером. На диске к книге для учителя обещают специализированные программы для отработки отдельных простейших операций в ограниченной среде. А еще - все, кто в текущем учебном году учатся по этому курсу, общаются через инет. Звучит как сказка! Ложка меда кончилась. Теперь про бочку дёгтя. Вместо естественного общения посредством почтового листа (отдельно для педагогов, отдельно для детей) общение ограничивают принципом точка к точке, причем координация ведется вручную, и за это координатор (автор учебника) хочет с каждого класса не хилую денежку. Как только я это вычитала, я перестала автора А - воспринимать как специалиста, Б - уважать как Учителя. Потом оказалось, что большинство программ ДОСовские, и очень сырые (за столько лет!!!) Мне быстрее переписать их, чем нервничать - промахнется бабуля не стандартно, или зависание чуть отодвигается. Как всегда: хорошую идею испортили исполнением.

   4. Серия Азы информатики
А.А. Дуванов
5 класс - Знакомимся с компьютером
5 класс - Работаем с информацией
6 класс - Пишем на компьютере
7 класс - Рисуем на компьютере
8 класс - Выходим в интернет
9 класс - Составляем алгоритмы
10 класс- Программируем "исполнитель"
11 класс- Конструктор "черный ящик"
"Знакомимся с компьютером" и "Работаем с информацией" я точно листала, но детали не вспомню - ни какого особого выделяющего на общим фоном впечатления от книг не осталось. "Пишем на компьютере" - очень примитивный учебник по Word-у для начинающих. Есть лучше. Убило название одной из глав - "многострочный редактор". Про то, что редакторы могут быть не многострочными, я узнала лет через 15 каждодневного использования компа ;-) Также не понятно демонстрация WordPad-а перед Word-ом. Школы "купят" Windows и не поставят Word ?!!!

   5. И на последок та серия, от которой мне сразу поплохело. Это называется одним словом отстой. Аргументировать каждый вариант из серии сейчас не могу - нет перед глазами. Если интересует конкретное воплощение - пишите, зайду в магазин и напишу рецензию. Учебники и тетради называются просто Информатика, автор - Макарова, издательство - Питер. Посмотреть всю серию можно здесь.

Ворчуния
август 2006

Хотите Дополнить? Возразить?



В избранное