Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как стать успешным и счастливым? Навыки личной эффективности


Как стать успешным и счастливым?
Навыки личной эффективности

Навыки личной эффективности – это личные способности, которые можно сознательно развивать, тренировать и улучшать. Если использовать аналогию с компьютерными играми – это скилы, которые можно прокачивать, повышая собственный уровень. Чем больше я развиваю свои техники – тем лучших результатов я достигаю. Поэтому мне так нравится личный рост.

Навыки личной эффективности – это инструменты для эффективной деятельности. Они нужны для того, чтобы эффективно воплощать свои намерения и достигать своих целей. Чем лучше я знаю чего хочу от жизни, тем лучшее применение я могу найти этим техникам. И хотя многие сначала начинают применять инструменты и только потом задаются вопросом “зачем?” – это нормально, такова природа человека (подробнее об этом смотри в статье “Уровни сознания“).

Здесь я расскажу о моих любимых навыках личной эффективности и о том, что они мне дали, и как я их развивал.

“Слепая” печать

Самые быстрые “измеримые” результаты я получил от навыка скоростной печати десятью пальцами на компьютерной клавиатуре. “Слепая” печать заключается в следующем: глаза смотрят на экран или текст, а все десять пальцев “автоматически” и очень быстро печатают. Этот навык не только сэкономил мне море времени, но и открыл огромные возможности.

Четыре года назад я работал менеджером web-проектов в распределённой команде (Москва, Петербург, Амстердам), и мне приходилось писать много текстов: ICQ, e-mail и проектные документы. Львиную долю времени занимала переписка с клиентами на англо-голландском и перевод их пожеланий на русский технический язык. Когда я научился “слепой” печати и перестал фокусироваться на процессе написания текстов – их качество заметно улучшилось, я смог более внятно излагать свои мысли, общаться с разработчиками и как результат – выполнять проекты. Это не только благотворно повлияло на мою карьеру, но и освободило время для самообучения в профессиональной сфере.

Этих результатов я добился с помощью программы “Соло на клавиатуре“, и хотя прохождение курса заняло у меня больше месяца – я нисколько не жалею о вложенном времени. Если ты работаешь на компьютере и ещё не получаешь кайфа от печати – научись печатать вслепую, тебе понравится!

Другое следствие этого навыка – мой блог. Я никогда не смог бы печатать большие и качественные тексты двумя пальцами, у меня просто не хватило бы терпения:) Но сейчас я просто открываю свой ноутбук в любом комфортном месте и печатаю.

Работа над собой – это долгий процесс, он даёт результаты в долгосрочной перспективе, и если тебя смущает этот факт – начни со “слепой” печати, она приносит очень быстрые и ощутимые результаты.

Организация личных дел

Тайм-менеджмент изучает множество методов эффективной организации времени, и этим вносит путаницу в свои ряды. Дело в том, что обычному занятому человеку не интересно организовывать своё время, свои приоритеты и цели. Его в первую очередь интересует организация своих дел, которые давят, создают стресс и полную неразбериху.

Дэвид Ален написал замечательную книгу GTD – Getting Things Done (“Как разобраться с делами”) и недавно появился любительский перевод этой книги на русский язык. (Скачать его можно отсюда, более подробно о книге читай здесь). Это может показаться странным, но в отличие от “логичных” но далёких от реальности советов классического тайм-менеджмента, эта книга- работает.

Современный человек потребляет столько информации и делает столько дел, сколько не случалось с нашими предками за всю историю цивилизации. Поэтому без чёткой системы он может в них просто утонуть.

Основная идея GTD заключается в том, чтобы “выгрузить” кучу дел из головы в простую “систему”, которой можно доверять; принять решение по каждому делу из сознания и подсознания; освободиться от стресса нерешённых вопросов и решить их со светлой головой.

Хотя я познакомился с этой книгой всего несколько месяцев назад – она значительно облегчила мою жизнь. Я, наконец, смог подняться над суетой, рассмотреть свои дела, личные и рабочие проекты, и отбросить сомнения в том, чем именно я хочу заниматься.

Если ты хочешь повысить свою эффективность в организации личных дел, то GTD – это то, что ты ищешь.

Ментальный фокус

Умение концентрировать свои мысли на своих намерениях независимо от внешних раздражителей, вероятно, самый важный навык для успеха в долгосрочной перспективе.

Во-первых, человек всегда делает то, о чём думает. Если у человека даже нет мысли об отпуске или о хороших отношениях, то вероятно, что он никогда не поедет отдыхать и не заведёт семью. Если же он будет думать о них постоянно, каждый день, то подсознание само станет двигать его к этим целям, и вероятно, что через год он будет с семьёй загорать где-нибудь в Австралии:) Да, семья и отпуск – это социально-распространённые вещи, и окружающие люди помогут не забыть эти мысли, но если ты захочешь чего-нибудь уникального: запустить новый проект или устроить пикник в лесу, то без твоих личных усилий по обдумыванию этих целей и фокусировании на них, они никогда не воплотятся.

Во-вторых, фокусирование на своих намерениях включает механизм Намерения-Воплощения. На сегодня для меня это наиболее эффективная модель, которую я использую для достижения своих целей.

В-третьих, удержание фокуса на позитивных образах не позволяет мыслям перейти на негативные, и гарантирует хорошее настроение. А с хорошим настроением работается намного лучше и эффективнее.

Конечно, если обдумывание твоей цели будет приносить тебе волнения и негативные мысли – вероятно на неё не стоит тратить время и силы. Всё-таки это твоя жизнь, и тебе решать, о чём думать и чем заниматься. Другими словами, ментальный фокус – это хороший тест на истинность целей – сразу видно стоит ли над ними работать.

Живой пример использования этого навыка – мой блог. Я давно хотел запустить этот проект, но всё как-то откладывал его на потом. Когда в июне я стал очень подробно представлять себе какой он будет, что он даст мне и читателям, и о чём я буду здесь рассказывать – как-то само собой нашлось время, я разобрался с движком wordpress, поменял дизайн, изучил основы управления блогами… результат у тебя перед глазами:)

Вот как я развиваю навык удержания ментального фокуса на своих целях:

∙ Думаю о них в любое свободное время

∙ Записываю их и иногда даже вешаю на видное место:)

∙ Часто перечитываю список своих намерений.

∙ Нахожу единомышленников, которые помогают мне помнить о том, чего я хочу.

Только что я купил книгу “The Type-Z guide to success” (Автор – миллионер Марк Аллен) – в ней уделено много внимания навыку удержания ментального фокуса на видении целостной картины будущей жизни.

Английский язык

Английский как-то неожиданно стал для меня полезным навыком. Раньше я был уверен, что этот мир переполнен информацией, поэтому я запросто могу найти все необходимые книги на русском языке. Но прогресс не стоит на месте, и основная масса новой, интересной и полезной информации сейчас рождается в англоязычной культуре или переводится на английский язык.

Несколько лет назад английский хорошо помог мне в карьере: я мог общаться на английском и читать английскую документацию лучше других ребят в команде. Но это даже не так важно, как возможность черпать идеи из англоязычных источников.

Последний раз я серьёзно занимался английским в девятом классе, и сейчас, чтобы держать его на уровне, я просто делаю то, для чего он мне нужен:

- читаю английские книги и блоги,

- слушаю английские аудиокниги и семинары

- и получаю от этого удовольствие:)

Скорочтение

Скорочтение нужно для того, чтобы читать больше книг за меньшее время. Существует несколько техник для повышения скорости чтения, и основная заключается в том, чтобы перестать проговаривать про себя прочитываемые слова.

Существуют школы скорочтения, в которых серьёзно учат этому навыку, но я использовал более простой приём – программу Reader32.

На чёрном экране с большой скоростью программа показывает из книги по одному слову, и когда я читаю этот поток слов – на их “проговаривание” просто не остаётся времени. В течение первого часа я могу упускать половину текста, но за несколько дней я привыкаю к темпу и увеличиваю его, чтобы быть “на грани” понимания. После того, как я прочитаю несколько книг через Reader32 – скорость обычного чтения заметно увеличивается. Со временем она падает, но периодическое чтение с помощью этой программы помогает держать скорость на уровне.

Несколько раз я слышал мнение людей, которые боятся заниматься скорочтением, чтобы не перестать получать удовольствие от медленного, вдумчивого чтения. Мне этот навык нисколько не мешает – в любой момент я могу снизить скорость и даже начать читать по слогам. Но всё же большинство текстов содержит много воды, поэтому эффективнее всего – читать их быстро. В любом случае мне больше нравится идея пробовать и решать, а не бояться и избегать:)

Планирование

Как я уже упоминал в заметке про парадокс планирования, именно разумное использование планов даёт свободу творчества. Точнее сказать, планирование – это и есть настоящее творчество, возможность создавать величайшее произведение искусства – свою жизнь.

Различные организации и институты вдоль и поперёк изучили методологии планирования крупных и мелких проектов, и в последнее несколько лет “гибкие” (agile) методологии стали принимать человека во внимание и даже ставить его на первое место. Но о вопросах планирования личных проектов практически молчат, и здесь я расскажу то, о чём знаю и чем пользуюсь сам.

Я допускаю спонтанную жизнь без планов, но планирование на сегодняшний день приносит мне и удовольствие и результаты. Я пользуюсь обоими подходами, и сейчас говорю о втором.

Что такое план? Это множество шагов или действий, которые ведут к конкретному результату. План нужен, чтобы быть уверенным в правильности следующего конкретного шага. Когда он не даёт такой уверенности – я меняю план. Секрет в том, что без плана я никогда не совершу следующий шаг, а с планом буду идти вперёд. И даже если половина моих шагов не будет направлена точно к цели – я скоро получу свой результат.



В избранное