Сегодня приступаем к
изучению книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген».
Глава 1. Для чего мы
живем?
Рассказывая все это, я не пытаюсь что-то доказать. Избранные
примеры никогда не могут служить серьезными аргументами ни для какого
обобщения, заслуживающего доверия. Я привожу эти истории просто в качестве
иллюстраций того, что я понимаю под альтруистичным или эгоистичным поведением
на уровне индивидуумов. Эта книга покажет, как эгоизм или альтруизм отдельного
индивидуума можно объяснить тем основополагающим законом, который я называю
эгоистичностью гена. Однако сначала я должен остановиться на одном ошибочном
определении альтруизма, поскольку оно широко известно и даже преподносится
учащимся во многих школах.
Это объяснение основано на уже упоминавшемся мною неверном
представлении, что предназначение эволюции живых существ — совершать действия
«во благо данного вида» или «во благо данной группы». Нетрудно видеть, как эта
идея зародилась в биологии. Большая часть жизни животного посвящена
размножению, а большинство актов альтруистичного самопожертвования, наблюдаемых
в природе, совершаются родителями во благо своих детенышей. «Сохранение вида» —
обычный эвфемизм, означающий размножение, и оно несомненно представляет собой
следствие размножения. Достаточно лишь слегка продолжить наши рассуждения,
чтобы прийти к выводу, что «функция» размножения состоит в продолжении
существования вида. От всего этого лишь один короткий неверный шаг к заключению
о том, что поведение животных обычно направлено на сохранение вида. Совершенно
очевидно, что следующий вывод — альтруизм по отношению к собратьям по виду.
Такой ход рассуждений можно сформулировать в терминах,
приближающихся к дарвиновским и не слишком четких. Эволюция действует через
естественный отбор, а естественный отбор означает дифференциальное выживание
«наиболее приспособленных». Но идет ли при этом речь о наиболее приспособленных
индивидуумах, наиболее приспособленных расах, наиболее приспособленных видах
или о чем-то еще? В ряде случаев это не играет большой роли, но когда мы
говорим об альтруизме, решающее значение этого момента становится очевидным.
Если в процессе, который Дарвин назвал борьбой за существование, конкурируют
виды, то индивидуум, по-видимому, лучше всего рассматривать как пешку в игре,
которой жертвуют во имя высших интересов вида как целого. Выразим это в
несколько более пристойной форме: такая группа, как вид или популяция в
пределах вида, отдельные члены которой готовы принести себя в жертву во имя
благополучия данной группы, имеет больше шансов избежать вымирания, чем
соперничающая с ней группа, отдельные члены которой ставят на первое место
собственные эгоистичные интересы. Поэтому мир оказывается населенным главным
образом группами, состоящими из самоотверженных индивидуумов. В этом суть,
теории «группового отбора», которую биологи, недостаточно хорошо знакомые с
эволюционной теорией, долгое время считали правильной и которая открыто и прямо
изложена в знаменитой книге В. Уинн-Эдвардса (V.C.Wynne-Edwards) и популярно
представлена Робертом Ардри в его книге «Социальный контракт». Ортодоксальную
альтернативную теорию обычно называют «индивидуальным отбором», хотя лично я
предпочитаю говорить о генном отборе.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.