Эта фраза давно навязла в зубах. Но, тем не менее, как и многие другие банальности и трюизмы - это правда.
Без рекламы практически невозможно что-то продать.
Будут ли Вас рекламировать Ваши клиенты, средства массовой информации (СМИ) или друзья неважно. Важно, что никто о вас не узнает, если Вы сами о себе и своем товаре (услуге) не расскажете потенциальным клиентам. Или об этом не расскажет кто-то другой.
Я когда-то сам недооценивал важность рекламы. Расскажу случай из собственной практики, который произошел несколько лет тому назад. Одна из моих фирм работала исключительно с крупнейшими предприятиями региона. Количество физических лиц (лиц принимающих решения) которые нас интересовали и с которыми мы имели дело, составляло не более 20-30 человек. Исходя из этого, я был категорически против какой-либо рекламы в СМИ и считал, что нужны только личные встречи с этими людьми. Все было нормально за тем исключением, что когда я пришел к одному из таких партнеров через несколько лет в другом качестве, то он меня прекрасно помнил, но мое предложение отклонил.
Он сказал примерно следующее. Ту фирму (то юридическое лицо), он прекрасно знает, и даже сейчас ей готов отгрузить продукции на сумму 1-2 млрд рублей (это было еще до деноминации) без всяких гарантий, а меня он знает не так хорошо. Да, я был генеральным директором и владельцем той фирмы, ну и что??? Фирме он доверяет, а мне нет. :(
Представляете?
Я работал на имидж юридического лица так хорошо, что даже перестарался.
Как Вы видите, я этот урок усвоил хорошо и теперь стараюсь делать так, чтобы моя роль в новом бизнесе (ШСД) не была преуменьшена. :)
Итак, какой была рекламная ошибка? Нужно было
ОБЯЗАТЕЛЬНО давать периодически интервью в газетах, где не очень скромно говорить: "Я сделал то-то и то-то". Я, а не моя фирма! Тем более что юридические лица реорганизуются, продаются, ликвидируются, меняют название и так далее, и все что вы вложили в имидж фирмы, будет в этом случае ДЛЯ ВАС потеряно. Но не будет потеряно для нового владельца.
Тем более, как это ни обидно, одна и та же информация, которую Вы рассказываете лично и которая прозвучала в СМИ (а это упоминание в СМИ Вы лично и организовали), воспринимается очень по разному. СМИ доверяют в раз 10 больше.
Один пример.
Еще в 1994 году я организовал бизнес-инкубатор, в результате которого за 6 недель было создано 6 фирм, по одной фирме в неделю! Создание фирм было поставлено на конвейер. Здорово?
А теперь я ту же информацию изложу по другому...
В 1994 году моя деятельность по созданию фирм достигла таких масштабов, что о ней написала газета "Экономика и жизнь" (статья, кстати, есть на сайте ШСД). Газета "Экономика и жизнь" тогда была одним из ведущих, а может и ведущим экономическим изданием. Да и сейчас тоже имеет авторитет.
Заметили, что статья о моей деятельности в центральной газете вызывает у Вас уважение? Значит, что-то серьезное было, раз даже не региональная пресса написала, а центральная"!
Возможности СМИ в бизнесе (в бизнесе, а не политике) недооценивают очень многие бизнесмены. Например, меня до сих поражают те предприниматели, которые, например, имеют собственную газету, но не рекламируют в ней себя. Ну, допустим, в собственной газете это и не очень удобно, хотя я бы с этим поспорил, но кто мешает поменяться рекламной площадью с другой газетой и там опубликовать материал о себе и своей деятельности?
Я думаю, что это просто недооценка рекламы и такого фактора как известность. Известность открывает множество дверей и упрощает решение множество вопросов. Мне всегда нравилось, когда я приходил в какой-нибудь отдел администрации, называл свою фамилию и мне говорили: "Так вы тот самый Мороз?"
Тот самый. :) Те вопросы, которые другие решали неделями, я решал за день. Например, договориться о встрече с замом губернатора по экономике. Если секретарь слышала уже мою фамилию, то никаких препятствий с ее стороны не было, и наоборот она помогала организовать встречу, тогда как другим приходилось долго обосновывать важность и необходимость встречи.
При этом обратите внимание, я практически тогда не занимался продвижением (рекламой) себя лично. Так, ерунда, не больше одной статьи в месяц в какой-нибудь из газет.
Но даже это существенно облегчало мне жизнь. Мне часто приводят в пример Довганя, вот, мол, человек, у которого надо учиться. Согласен. У него надо учиться тому, как себя рекламировать. При этом есть в России люди, которые зарабатывают больше его в десятки и сотни раз, но о них никто не знает.
Они считают, что действуют правильно. Время покажет. Мне кажется, что они ошибаются.
Достойно упоминания в прессе уже даже Ваше НАМЕРЕНИЕ создать свое Дело. И тут нечего стесняться.
Расскажите о своих планах, о трудностях начального периода и вот и готово актуальное интервью.
Организуйте еще несколько публикаций, сделайте ксерокопии статей, поместите их в красивые рамочки на стене вашего офиса, так чтобы это могли видеть клиенты и партнеры и уже вы выглядите намного солидней в глазах посетителей. Даже еще рассказывая потенциальным сотрудникам и партнерам о том, что Вы собираетесь делать и, показывая им публикацию, Вы добьетесь намного менее скептического отношения к вашей деятельности.
Рекламы и саморекламы НЕ НАДО стыдиться. Стыдиться надо того, что Вас никто не знает.
Начинающие предприниматели часто боятся, когда у них возникает необходимость в большом количестве деловых встреч, предложений купить их товар или услугу, что их запомнят как людей, которые еще ничего не умеют и плохо говорят, и они испортят свой имидж. Этот страх надуманный.
Происходит обычно совсем другое. Вас просто никто
НЕ ЗАПОМНИТ! Вы придете через месяц в тот же самый офис, и вас не узнают! На самом деле добиться того, чтобы Вас запомнили, очень трудно.
Эта проблема часто выглядит еще и по другому.
Многие, когда дают рекламное объявление, редактируют его до тех, вычеркивая самые яркие слова и выражение, пока оно не станет полностью безликим, никто из сотрудников или множества добровольных советников уже придраться не может, и после этого объявление публикуется. Результат? На него просто никто не обращает внимание!
Я заметил этот феномен, когда помогал проводить предвыборную компанию в Госдуму. Кстати, успешно, мой кандидат прошел. Выглядело это так. Я писал статью, приносил ее в предвыборной штаб, вокруг нее собирались все штабисты и начинали ее бурно обсуждать и придираться к разным мыслям и оборотам речи. При этом статьи профессиональной журналистки, которая тоже писала статьи для этого кандидата в депутаты никто не обсуждал и не критиковал. Эти статьи просто никто не мог дочитать до конца. Они были просто скучны. И не вызывали никаких возражений. И поэтому без всяких возражений и редактирования шли на публикацию!
Вопрос. Ответ, разумеется очевидный.
Какие материалы прочитали больше людей и в результате чтения каких статей больше людей ОБРАТИЛО внимание на нашего кандидата? Ведь многие кандидаты не могут решить даже задачу, чтобы их фамилию запомнили! О какой победе на выборах может в этом случае идти речь.
Пример из практики.
Зайдите на Конкурс Журналистики (КЖ) http://press.21.ru/ и обратите внимание, какие статьи вызвали наибольшее число комментариев читателей. А теперь вопрос. Как вы думаете, какая фамилия всплывет в памяти читателей, когда их спросят о КЖ и кто Вам там запомнился.
Собственно КЖ и есть одна из рекламных акций. Посмотрите на Конкурс с этой точки зрения и скажите, чтобы Вы посоветовали журналистам, которые участвуют в конкурсе. Вы же учитесь рекламному делу?