В каком-то смысле это первый и последний такой кинопроект, других не будет. Российско-украинский фильм про войну, успевший закончить со съёмками до начала известных событий между двумя странами, а потому всё-таки сумевший, несмотря на политический момент, остаться вне исторического контекста — просто биографической драмой, в кои-то веки хоть и угадавшей с премьерой, но снятой не под госзаказ к очередному юбилею, а, что называется, по велению сердца. И ровно по этой причине оставшийся от начала до конца приличным кино, которого у нас снимается ох как мало, а на военные темы — тем более, несмотря на строжайший государев догляд и тщательную финансовую подпитку.

Название «Битва за Севастополь» — это по сути единственная дань пафосу нашего непростого времени, хотя украинский вариант — «Незламна», то есть «Несокрушимая» — куда больше соответствует происходящему на экране, поскольку той самой битве и той самой итоговой сдаче Севастополя в фильме посвящена лишь пара эпизодов, а в остальном по сюжету это именно классический байопик, нечто среднее между недавним отечественным «Батальоном» и недавним же голливудским «Снайпером». То есть история личная, а не панорамная, окопная, а не штабная.

При этом в отличие от обоих перечисленных фильмов почти до конца лишённая и дурацких аллегорий, и ломового пафоса. Снайпер Павличенко просто воюет как может, поневоле увлекая за собой своих более мирных друзей-товарищей, а что получается у неё порой лучше остальных (309 подтверждённых убитых, из которых 36 снайперов врага, сравните со 160 у Криса Кайла), так это не счастье, а проклятие, поскольку девушка с определённого момента больше хочет сама умереть, чем кого-то там победить.

Визуально «Битва за Севастополь» — это тоже не битва вовсе, хотя для скромнейшего пятимиллионного бюджета батальные сцены достаточно разнообразны и сложнопостановочны, но по основной специальности оператор Сергей Мокрицкий в режиссёрском кресле не зарывается с головой в пиротехнику, а всегда оставляет экранное место драме и даже мелодраме — почти весь фильм картинка остаётся мягкой, а сюжет, прерываемый постоянными интроспекциями об американском вояже Павличенко, старается не покидать биографических рамок, а значит, так или иначе всё время возвращается к друзьям, мужчинам, в общем — к судьбам, а здесь без мелодраматики даже на войне не обойтись.

На этих качелях любовь-смерть фильм успешно держится почти до самого конца, не переставая удивлять, как у нас вообще могло появиться такое кино, вполне достойное (пусть не обижается полезший не туда Давлетьяров) предшественников в лице таких фильмов, как «А зори здесь тихие» и «Белорусский вокзал», а это сравнение дорогого стоит, поскольку ни один новодел пока такого сравнения не выдерживал (современные переосмысления тематики вроде «Своих» — это всё-таки отдельная история). Однако по мере того, как биография заканчивается, а американская поездка становится всё ближе к исторической фразе про «не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной», авторы выясняют, что финала у сценария нет, поскольку человеческая жизнь — не роман с продолжением, там не работают законы драматургии.

Отсебятину пороть авторы не хотят, но очередная попытка натянуть биографию на сюжетную арку выливается в невольные самоповторы, а любые внебиографические сюжетные ходы вроде красивой беготни по минам или несостоявшейся свадьбы, придуманные людьми, разумеется, не воевавшими, моментально съезжают на ниву современного мифотворчества а-ля Михалков. Так реальная и даже бытовая история про войну (чем и хороша) постепенно сползает в сторону малохудожественной беллетристики, где и актёры начинают врать, и пафос неуместный нет-нет да и проскальзывает, а финал с подводной лодкой внезапно перекликается с, простите, «Солнечным ударом», а это уже совсем плохо, хоть и совершенно случайно, ведь снят был фильм ещё до выхода несчастного Бунина в прокат.

Совсем запороть фильм авторы, конечно, не сумели, однако сильно подпортили совершенно прекрасную первую половину, все недостатки которой заключаются только лишь в том, что быт можно было передать точнее, а диалоги строить тоньше, да и зарисовки в стиле «предвкушение войны висело в воздухе» слишком уж прямолинейны и незамысловаты. В остальном же фильм почти до самого конца был художественно цельным, умеренным в попытках авторских высказываний и осторожным с историческим материалом, при этом снятым умело и состоятельно, что опять же нынче редкость само по себе. Сумей авторы придумать внятную точку в истории и не замыливая глаз своему зрителю бесконечными лирическими отступлениями (хотя и песня была на самом деле, и выступление то было, и даже Элеонора Рузвельт была), фильм бы имел все шансы войти в канон картин о той войне.

Автор: Роман Корнеев